Администрация городского округа с внутригородским делением ’’Город Махачкала” Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» СОГЛАСОВАНО на заседании По^шtyfTiческого Совета секретарь Рамазанова Н.С. Протокол №~У /^ Т т 30 августа 2021г. УТВЕРЖДЕНО ернат-сирот" Гаджиев М. С. от 30 августа 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЧИОСПИТАНИЯ на 2021-2026 г. Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попече ния родителей» Махачкала - 2021 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная Записка Раздел I. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» Раздел II. «Цель и задачи воспитания» Раздел III. «Виды, формы и содержание деятельности» 3.1. Модуль «Классное руководство» 3.2. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования 3.3. Модуль «Воспитательская деятельность» 3.4. Модуль «Школьный урок» 3.5. Модуль «Самоуправление» 3.6. Модуль «Школьные медиа» 3.7. Модуль «Работа с родителями» 3.8. Модуль «Профориентация» 3.9. Модуль «Ключевые общешкольные дела» 3.9.1. Модуль «Детские общественные объединения» 3.9.2. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» 3.9.3. Модуль «Доверие» Раздел IV. Основные направления самоанализа воспитательной работы Раздел V. Годовой план-сетка воспитательной работы школы План воспитательной работы школы на 2021 -2022 учебный год 1-4 классы План воспитательной работы школы на 2021-2022 учебный год 5-9 классы 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания МБОУ «Интернат-сирот» (далее - Программа) разработана в соответ ствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему обра зованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) об щего образования. Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным ду ховным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение про блем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной про граммы МБОУ «Интернат-сирот» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу вос питывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных резуль татов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы. Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе. РАЗДЕЛ I. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В Ш КОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «школа-интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей»осуществляет свою деятельность по следую щим уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование. МБОУ «Интернат-сирот» располагается в экологически чистом районе, в шаговой доступно сти находится лесной массив. Школа-интернат - школа полного дня, с круглосуточным и дневным пребыванием детей. В школе-интернате обучаются и воспитываются дети из семей разного социального статуса: оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных, малообеспеченных семей, а также де ти из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиден циальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; - ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей (кружки, спортивные секции, детские объединения), которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверитель ными отношениями друг к другу; - организации основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условий его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - воспитание социально-адаптированной личности в условиях учреждения интернатного ти па; - воспитание общекультурных и духовно-нравственных ценностей через реализацию худо жественного направления дополнительного образования; - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешколь ные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания дру гих совместных дел педагогов и школьников - коллективная разработка, коллективное планирова ние, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел максимально поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников; - педагоги школы-интерната ориентированы на формирование коллективов в рамках школь ных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжела тельных и товарищеских взаимоотношений; - ориентация на формирование, создание и активизацию ученического самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель и воспитатель, реализующие по отношению к детям защитную, личностно- развивающую, организационную, по средническую (в разрешении конфликтов) функции. РАЗДЕЛ II. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ» В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразователь ной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимаю щий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общест ва ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цельвоспитания в общеобразовательной организации - личностное разви тие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих цен ностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отно шений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта примене ния сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуще ствления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка едино му стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьни ков позволяет выделить в ней следующие целевыеприоритеты,соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образова ния) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школь 4 никами социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в кото ром они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и восприни маются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных заня тиях, так и в домашних делах; - знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, забо титься о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере воз можности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной нацио нальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограни ченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхож дение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отно шений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, нала живания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как ре зультату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое са мовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оп тимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным соци альным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиноче ства; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся лич ностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного разви тия школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступ ки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучаю щихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собст венной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст - наи более удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, кото рый открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы этот опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружаю щего их общества. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особен ностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспита ния. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентировать ся в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудни чать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить вы ходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение сле дующих основных задач: 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сооб ществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовы вать их воспитательные возможности; 6 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использо вание на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6) инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций (РДШ); 7) организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности; 8) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их вос питательный потенциал; 9) организовывать профориентационную работу со школьниками; 10) организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспи тательный потенциал; 11) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные воз можности; 12) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представите лями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей; 13) развивать социальное партнерство школы и организаций, учреждений Рязанского района и области. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе-интернате инте ресную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. РАЗДЕЛ III. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих на правлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем моду ле. 3.1. Модуль «Классное руководство» Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классом: • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; • педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности, в том числе и РДШ; • поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение; • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, ду ховно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возмож ность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсужде ния и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные экскурсии, организуемые классными руководителями и воспитателями; празднова ния в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруп пами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за пове дением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуа циях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с резуль татами бесед классного руководителя с воспитателями, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом. • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимо отношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоуст ройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личност ные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи. • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психо логом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное пору чение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направ ленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспи тания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и ин теграцию воспитательных влияний на школьников; • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возмож ность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обста новке; • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отно шений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; Модуль 3.2. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного обра зования преимущественно осуществляется через: 8 - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоста вит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, ко торые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности. Внеурочная деятельность: Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способно стей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на разви тие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие са мостоятельности и ответственности школьников. Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их цен ностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творче ских способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к фи зическому труду, формирование у них навыков само обслуживающего труда. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. Дополнительное образование: Художественное творчество. Курсы дополнительного образования, создающие благоприят ные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспита ние ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. • «Домисолька» Вокальное пение • Театральный кружок «Искусство театр» • Вокальная студия Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы дополнительного образования, направ ленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоро вью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирова ние установок на защиту слабых. • Волейбол • Штанга • Греко-римская борьба • Вольная борьба • ГТО • Бокс 3.3. Модуль «Воспитательская деятельность» В школе-интернате ключевая роль в решении воспитательных задач возлагается на воспитате ля. Главное предназначение воспитателя - создать условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни. Работа с классным коллективом ведется ежедневно во время воспитательских часов. Каждый месяц условно разбит на направления воспитательной работы. Эти направления реализуются по концентрическому принципу. Такой принцип позволяет возвращаться к одному и тому же не сколько раз с постепенным усложнением, расширением содержания за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей. Сентябрь. Направление воспитательной работы «Я - личность» Формируемые навыки: - навык позитивного и конструктивного отношения к собственной личности. Цель: формирование положительной направленности личности (интересы, потребности, склонности и устремления) Задачи: - учить понимать себя в соответствии характеристиками и социальной ролью; с половозрастными - развивать способность к оценке собственных личностных качеств; - формировать способ ность к оценке отношения представителей ближайшего окружения к личности и собственного от ношения к окружающим; - развивать способность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности; - учить выделять наиболее привлекательные и желаемые личностные и деятельностные ха рактеристики, развивать их. Октябрь. Направление воспитательной работы «Здоровье» Формируемые навыки: - навык ответственного отношения к своему здоровью. Цель: обеспечение навыков, направленных на сохранение и укрепление физического и психи ческого здоровья воспитанников. Задачи: - прививать навыки личной гигиены; - формировать представление о собственном организме; 10 - формировать представление о различных факторах, влияющих на здоровье (питание, зака ливание, вредные привычки, физическая культура); - обучать навыкам поведения в экстремальных ситуациях; - создать представление о способах снижения воздействия неблагоприятных факторов и стрессов, влияющих на психическое здоровье; - правила дорож ной безопасности. Ноябрь. Направление воспитательной работы «Общение» Формируемые навыки: - коммуникативные навыки. Цель: формирование коммуникативных навыков. Задачи: - учить: устанавливать контакты, заинтересовывать собеседника, поддерживать общение, ар гументировать свои мысли; отстаивать свои интересы; разрешать конфликты; пользоваться невер бальными средствами общения, защищаться от манипуляций; понимать окружающих, мотивы их действий и реакции. - развивать умения правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различ ными людьми в различных ситуациях; - знакомить с различными эмоциональными состояниями, учить их различать; - учить распознаванию настроения окружающих, развивать эмпатию (способность человека к сочувствию, сопереживанию другим людям). Декабрь. Направление воспитательной работы «Творчество» Формируемые навыки: - навыки творческой деятельности. Цель: развитие интересов, формирование творческого опыта. Задачи: - прививать художественно-эстетический вкус; - развивать способность осознавать, чувствовать, воспринимать красоту окружающего мира; - активизировать творческую деятельность. Январь. Направление воспитательной работы «Основы социализации» Формируемые навыки: - навыки разрешения жизненных ситуаций. Цель: активное включение воспитанников в социальное и бытовое окружение. Овладение ими разнообразными социокультурными навыками. Задачи: - формировать практические умения и навыки в сферах самообслуживания, ведения домаш него хозяйства; - развивать умения пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, транспортом; - формировать умения ориентироваться в социальной среде, действовать в рамках условий, закрепленных в обществе; - обучать позитивным и рациональным способам проведения свободного времени; - учить рациональному распределению денежных средств. Февраль. Направление воспитательной работы «Я - гражданин» Формируемые навыки: - навыки поведения в соответствии с нормами, действующими в обществе, законами (глас ными и негласными, регулируемыми законодательством и общечеловеческими); Цель: гражданское становление личности воспитанника. Задачи: - формировать патриотическую позицию; - воспитывать толерантность и культуру межнационального общения; - развивать эмоционально-чувственное восприятие малой родины; - способствовать развитию правовой и экологической культуры воспитанников; - развивать патриотические и гражданские качества личности. Март. Направление воспитательной работы «В мире профессий» Формируемые навыки: - навыки, способствующие осознанному выбору профессии. Цель: формирование положительного отношения к трудовой деятельности, понимания важ ности труда для человека и сознательного профессионального самоопределения с учётом склонно стей, интересов и возможностей учащихся. Задачи: - дать представление о мире профессий; - формировать собственное отношение к жизни и труду; - развивать интерес к определенным видам деятельности; - учить правильно соотносить свои возможности и способности с выбираемым видом дея тельности; - отрабатывать навыки поведения в ситуациях поиска работы и трудоустройства. Апрель. Направление воспитательной работы «Экология» Формируемые навыки: - навыки экологического сознания и соответствующего поведения. Цель: формирование представлений об окружающем мире; воспитание гуманных чувств к животным и растениям; овладение необходимыми умениями взаимодействия с окружающей сре дой. Задачи: - воспитание экологической культуры и экологического сознания обучающихся; - активизация практической деятельности школьников экологической направленности; - организация систематических контактов, обучающихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических экскурсий в предметах естественнонауч ного цикла; - формирование у обучающихся представления об активном и здоровом образе жизни; - содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию обучающихся. Май. Направление воспитательной работы «Семья» Формируемые навыки: - навыки эффективного взаимоотношения в семье. Цель: формирование адекватных установок на брачно-семейные отношения. Задачи: - формировать представления о составе семьи, родственных отношениях, о своей социальной роли в семье «сегодня и завтра»; - развивать позитивное отношение к семье как к социальному институту; - формировать полоролевые представления; - дать полное представление об ответственности родителей за воспитание детей; - формировать представления о половых отношениях, их гигиене и безопасности. Индивидуальная работа с учащимися: • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за ними во внеурочной деятельности, в играх, межличностном общении; результаты наблюдения сверяют ся с результатами бесед классного руководителя, с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также - со школьным психологом. • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимо отношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется воспитателем в задачу для школь ника, которую они совместно стараются решить. 12 • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психо логом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное пору чение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: • регулярные консультации воспитателя с учителями-предметниками, направленные на фор мирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; • организация родительских собраний совместно с классным руководителем происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отно шений между ними и администрацией школы; • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 3.4. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следую щее: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствую щих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внима ния к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисципли ны и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирова ние ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демон страцию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, про блемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, сти мулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся воз можность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в па рах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают ус тановлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реали зации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам воз можность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генери рования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудитори ей, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях ини циативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинст ва, а школьникам - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно органи зовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом На уровне школы: • через деятельность выборного Совета обучающихся школы-интерната - Совета старше классников, в состав которого входят представители Совета РДШ , школьного волонтёрского отря да. Совет старшеклассников создан для учета мнения школьников по вопросам управления обра зовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и за конные интересы; • через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующе го проведение личностно значимых для школьников событий и ключевых дел (соревнований, кон курсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.) и по направлениям РДШ - личностное разви тие, гражданская активность, военно-патриотическое направление, информационно-медийное на правление; • через работу постоянно действующих секторов по направлениям деятельности, отвечаю щих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т. п.; На уровне классов: • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его рабо ту с работой школы и классных руководителей; • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направ ления работы класса; На индивидуальном уровне: • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ обще школьных и внутриклассных дел; • через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе. 3.6. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распро странения текстовой, аудио и видео информации) - развитие коммуникативной культуры школь ников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: Разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение наиболее интересных моментов жизни школы, 14 популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов учениче ского самоуправления Школьная газета для старшеклассников, на страницах которой ими размещаются материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны школь никам; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и науч но-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем Школьный медиацентр - созданная из заинтересованных добровольцев группа информаци онно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мульти медийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек Школьная интернет-группа - https://vk.com/id683207526 разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой пло щадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы 3.7. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций се мьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности. На групповом уровне: • Общешкольный родительский комитет и Управляющий совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и вне урочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее ост рых проблем обучения и воспитания школьников, консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; 3.8. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» вклю чает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по про блемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: • профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанно му планированию и реализации своего профессионального будущего; • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; • экскурсии на предприятия города и села, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориен тационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интере сующим профессиям и направлениям образования; • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые мо гут иметь значение в процессе выбора ими профессии; • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включен ных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного обра зования. 3.9. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела - это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых прини мает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, прово дятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включен ность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть формальный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, орга низуемых педагогами для детей. Для этого в школе-интернате используются следующие формы работы: На внешкольном уровне: • Социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьника ми и педагогами социально-значимые проекты, ориентированные на преобразование окружающе го школу социума; • дискуссионные площадки - регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, совместных), на которые приглашаются представители дру гих школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы, страны; На школьном уровне: • общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музы кальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменатель ными датами и в которых участвуют все классы школы; • торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую сту пень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей; • церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие и повышения имиджа школы. Способствует поощрению социальной активности детей, 16 развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, форми рованию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, уча стие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных сове тов дела. На индивидуальном уровне: • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возмож ных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкаль ных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключе вых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через вклю чение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.9.1. Модуль «Детские общественные объединения» Действующие на базе школы первичное отделение общероссийской общественно государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» - это доб ровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указан ных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82 ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего поколе ния, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занято сти школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ. РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении. Воспитание в РДШ осуществляется через направления: • Личностное развитие - участие в городских, региональных или российских творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить важ ный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопе реживать, умение общаться, слушать и слышать других; любовь к здоровому образу жизни приви вается на соревнованиях «Веселые старты», ГТО; • Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты; оказывают по сильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную работу с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ре бенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения. • Военно-патриотическое направление - деятельность отрядов юных инспекторов дорожного движения и т. д. • Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в работе школь ных редакций, создании и поддержке интернет-странички школы и РДШ в соц. сетях, организации деятельности школьного пресс-центра, в рамках Всероссийской медиа-школы они учатся писать статьи, собирать фотоматериалы, вести блоги и сообщества в соц. сетях. Основными формами деятельности членов РДШ являются: • участие в днях единых действий и в совместных социально значимых мероприятиях; • коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших; • информационно-просветительские мероприятия; Воспитание в первичном отделении общероссийской общественно-государственной детскоюношеской организации «Российское движение школьников» осуществляется через: • утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демо кратических процедур (выборы руководящих органов объединения - Совет РДШ, Совет научного общества - подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выбор ных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт граждан ского поведения; • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; • договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традици онной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объедине ние. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ре бенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, школьниками, не являющимися членами данного объединения; • клубные встречи - формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения собы тий; • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации дея тельности детского общественного объединения, привлечения в него для новых участников (про водятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); Формированию ценностного отношения обучающихся к общественным ценностям, усвоению ими социально значимых знаний, приобретению опыта поведения в соответствии с этими ценно стями в образовательной организации во многом способствуют материалы школьного музея. В работе музея используются разнообразные формы и методы, соответствующие современным тре бованиям и условиям, интересам, возможностям, особенностям обучающихся. Работая индивидуально, учащиеся самостоятельно готовят доклады, рефераты, оформляют выставки фотографий, записывают воспоминания ветеранов, берут интервью у жителей города, выпускников школы и т.д. Групповые и коллективные общности, как правило, разновозрастные, при этом обучающиеся проживают различные социальные роли. Дети в группах создают музейные экспедиции, готовят буклеты по различной тематике, составляют путеводители по городу. Материалы музея широко используются при проведении уроков, внеурочных мероприятиях. При этом дети не просто про слушивают информацию учителя, но погружаются в среду, перемещаются в историческом про странстве. Они непосредственно включаются в деятельность, и занятия становятся наиболее запо минающимися и результативными. В совместной деятельности педагогов и обучающихся разраба 18 тывается школьная символика, которая используется в повседневной школьной жизни, при прове дении важных торжественных событий, закрепляются лучшие традиции. Основными экспозиционными разделами школьного музея МОУ ОШ № 3 имени Сергея Сниткина являются «Быт и ремесла»», «Герои воинской славы», «Школа: вчера, сегодня, зав тра...». Обучающиеся школы принимают участие в организации выставок по основным темам «История школы в лицах», «Предметы советского быта», «Была война. Была Победа.». Особое внимание в учебном году в рамках деятельности школьного музея уделяется изучению истории города Переславля-Залесского, в соответствии с чем проектноисследовательская деятель ность обучающихся, организуемая в рамках школьного музея, предполагает подготовку ученика ми проектов и исследовательских работ по истории города. 3.9.2. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной орга низации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: • оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, ле стничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школь ников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с рабо тами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с раз нообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходя щих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с инте ресными людьми и т.п.); • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы бесе док, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; • создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие; • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • событийный дизайн - оформление пространства проведения конкретных школьных собы тий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), ис пользуемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образова тельной организации - во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешколь ных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформле ния отведенных для детских проектов мест); 3.9.3. Модуль «Доверие» Данный модуль включает воспитательную работу, связанную с обеспечением защиты обу чающихся от рисков девиантного поведения, употребления наркотиков, дорожного травматизма, сексуального насилия, подверженности идеологии экстремизма и терроризма. • Задачами данного модуля являются: - социально-психологическое диагностирование, корректирование, консультирование закон ных представителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних; - выявление и разрешение конфликтных ситуаций при выполнении профессиональной дея тельности; - защита прав детей; - устранение дефектов социализации и правовой социализации обучающихся ошибки; - использование технологий межведомственного взаимодействия, используемых в организа ции индивидуальной профилактической работы; - овладение навыками организации мониторинга по вопросам отнесённым На школьном уровне: - функционирование социально-психологической службы; - проведение тестирования, анкетирование, диагностики, коррекции; - организация лекториев для учащихся по возрастным группам; - вовлечение в работу по другим модулям в целях создания социально-значимого окружения учащихся. На уровне класса: - оказание наставнической помощи через хорошо подготовленных учащихся; - проведение квестов, бесед, круглых столов, тренингов; - взаимодействие с родителями На индивидуальном уровне: - проведение индивидуальных бесед и бесед с родителями; - наблюдение и вовлечение обучающихся в общую работу класса; - организация досуга обучаемых РАЗДЕЛ IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным са мой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспи тания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привле чением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной ор ганизации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной ра боты в образовательной организации, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экс пертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспи тательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообра зие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: 20 грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятель ности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников - это резуль тат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с дру гими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся. Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспита тельного процесса могут быть следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностно го развития обучающихся каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовав шие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образова тельной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руко водителями, активом старшеклассников и представителями родительских комитетов, хорошо зна комыми с деятельностью образовательной организации и класса. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельно сти детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся и их родителями (законных представите лей), педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости - их анкетирова ние. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных ру ководителей, воспитателей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством функционирующих на базе образовательной организации отделения РДШ, школьного волонтёрского отряда и т.д.; - качеством проводимых в образовательной организации экскурсий, походов; - качеством профориентационной работы образовательной организации; - качеством работы медиа образовательной организации; - качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия образовательной организации и семей обучающихся, и их за конных представителей. Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы яв ляется перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллек тиву, и проект направленных на это управленческих решений. РАЗДЕЛ V. ГОДОВОЙ ПЛАН-СЕТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 1-4 КЛАССЫ Ключевые общешкольные дела Дела Классы Ориентировоч ное время про ведения 1-4 01.09.2021 Мероприятия, посвященные Дню Зна ний: торжественная линейка, посвящён ная Дню знаний, классные часы, посвя щённые началу нового учебного года Классные часы «Ещё раз о хорошо известном» (правила внутреннего распо рядка, знакомство с уставом школыинтерната, правила поведения учащихся, инструктажи по ТБ) Мероприятия месячника безопасности и гражданской защиты детей (по профи лактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, учебно- тре нировочная эвакуация учащихся из зда ния) Классные часы, посвящённые Дню со лидарности в борьбе с терроризмом Открытое заседание клуба «Юный эко лог» 1-4 1-4 Ответственные Заместитель директора по ВР, классные руководители, совет старшеклассников, старшая вожатая сентябрь Классные руководители сентябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели, учитель ОБЖ, сотрудники ГИБДД г.Махачкалы 1-4 03.09.2021 Классные руководители 1-4 сентябрь Классные руководители, совет старшеклассников Трудовой десант (территория школы, благоустройство классных и игровых комнат ) 1-4 в течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели, совет старше классников Традиционные общешкольные экологи ческие акции «Сдай батарейку,спаси планету!» и «Добрые крышечки» 1-4 в течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители,старшая вожатая, совет старшеклассников Экологическая акция «Бумажный бум» 1-4 в течение года Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели,совет старше классников Лекторий «Здоровым быть здорово!» Проект «Аллея героев»: посадка, уход и оформление 1-4 1-4 в течение года Врач школы сентябрь, ап Заместитель директора по ВР, классные руководитерель, май ли,воспитатели, совет старшеклассников 22 Квест-игра «Тропа туриста», посвящён ная Дню туризма 1-4 27.09.2021 Заместитель директора по ВР, классные руководители, совет старшеклассников, волонтёрский отряд Мероприятия антинаркотического ме сячника «Вместе против наркотиков» (правовые, профилактические игры, бе седы, классные часы, акции, челленджи и т.п.) 1-4 октябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели. приглашённые активисты молодёжного антинаркотического движе ния РД День учителя в школе: акция по по здравлению учителей, учителей- ветера нов педагогического труда, День само управления, концертная программа Участие в общешкольной выставке «Я и мой педагог», посвящённой Дню учите ля «Посвящение в первоклассники» 1-4 октябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители, совет старшеклассников, педагог -организатор Заместитель директора по ВР, классные руководители 1-4 сентябрьоктябрь 1-4 октябрь Классный руководитель, учитель начальных классов Акция «Покормите птиц зимой!»: изго товление кормушек, заготовка корма, подкармливание зимующих птиц 1-4 октябрь-март Заместитель директора по ВР, классные руководители, совет старшеклассников, воспитатели Мероприятия, посвящённые Дню народ ного единства 1-4 ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели Мероприятия, посвящённые Дню матери в России: выставка рисунков, фотогра фий, акции по поздравлению мам с Днем матери, классные часы, беседы и т.д. Мероприятия в рамках правового месяч ника. День правовой защиты детей: классные часы, беседы. Размещение ин формации о действующих «горячих ли ниях», «телефонов доверия» с целью обеспечения правовой защищённости учащихся. Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье. Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе «Новый год стучит ся в школу»: мастерская Деда Мороза, украшение кабинетов, школьного вес тибюля, создание новогодней фотозоны, оформление окон, выставка рисунков «Рождественская ярмарка», поделок, но вогодние представления. 1-4 ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители, совет старшеклассников 1-4 ноябрь Заместитель директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, со трудники ПДН, участковый уполномоченный полиции (по согласованию) 1-4 декабрь Заместитель директора по ВР, классные руководители, совет старшеклассников, воспитатели, педагогорганизатор Малые зимние Олимпийские игры 1-4 январь Классные руководители, воспитатели Классные руководители, воспитатели Классные руководители, совет старшеклассников Час памяти «Блокада Ленинграда» 1-4 27.01.2022 Мероприятия месячника интеллектуаль ного воспитания. День науки в школе: видеоуроки, игровая программа «Науки без скуки» Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: военно патриотическая игра «А, ну-ка, парни!», акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, педагогов. Уроки мужества. Участие в фотовыставке «Армейский чемоданчик» 1-4 февраль 1-4 февраль Заместитель директора по ВР, классные руководители, совет старшеклассников, старшая вожатая 8 Марта в школе: музыкальный концертконкурс «Евровидение», акция по по здравлению мам, бабушек, девочек, пе дагогов День присоединения Крыма к России: классные часы, беседы, викторины, ви део-уроки и т.д. Всероссийская неделя музыки для детей и юношества 1-4 март Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор 1-4 18.03.2022 Классные руководители 1-4 28.02 04.03.2022 Учитель музыки, классные руководители, совет стар шеклассников Гагаринский урок 1-4 12.04.2022 Заместитель директора по ВР, классные руководители, совет старшеклассников, старшая вожатая Мероприятия месячника ЗОЖ: Весенний День здоровья, акция «Зарядка с чемпионом», «Весёлые старты» 1-4 07.04.2022 Международный день Земли: классные часы, викторины, беседы и т.д. День Победы в школе: акции «Георгиев ская лента», «Солдатский платок», «Бес смертный полк», тематические классные часы, праздничный концерт, видеожур нал «Недаром помнит вся Россия», про ект «Окна Победы». Смотр строя и пес ни. 1-4 22.04.2022 Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель физической куль туры, старшая вожатая Классные руководители, воспитатели 1-4 май Международный День музеев: тематические классные часы, онлайн экскурсии, беседы, викторины, видео уроки и т.д. 1-4 18.05.2022 24 Заместитель директора по ВР, классные руководители, совет старшеклассников, старшая вожатая Классные руководители Торжественная звонок» линейка «Последний 1-4 май Праздничный концерт «Прощание с на чальной школой» 1-4 май Самоуправление 1-4 сентябрь Выборы лидеров, активов классов, рас пределение обязанностей. Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели, педагогорганизатор Классные руководители Классные руководители Работа в соответствии с обязанностями 1-4 В течение года Классные руководители Отчет перед классом о проведенной ра боте 1-4 май Классные руководители Профориентация Тематические классные часы, беседы, викторины, конкурсы рисунков 1-4 В течение года Классные руководители Проект «Профессии моих родителей» 1-4 В течение года Классные руководители Детские общественные объединения Игровая программа «Тропа туриста» в рамках Всероссийской акции ко Дню туризма Торжественная линейка «День рождения РДШ». Вступление в РДШ. 1-4 сентябрь 1-4 октябрь Участие в мероприятиях комплекса ак ций в формате «Дни единых действий»: - День знаний -День туризма -День учителя -День народного единства -День матери -Всемирный День борьбы со СПИДом -День неизвестного солдата -День героев Отечества -День Конституции РФ -День науки -День защитника Отечества -Международный женский день -День счастья -День здоровья -День космонавтики -День Земли -День Победы -День музеев -День детских организаций -День защиты детей 1-4 В течение года Классные актив РДШ, ПО РДШ Заместитель ВР, классные актив РДШ, ПО РДШ руководители, председатель директора по руководители, председатель Заместитель директора по ВР, классные руководители, актив РДШ, председатель ПО РДШ Клуб « Ю ные экологи» Участие в экологических субботниках, 1-4 В течение года трудовых десантах, акциях «Чистый двор-чистая совесть», операциях «БУНТ» (быстро уберём нашу террито рию) 1-4 В течение года Участие в общешкольных экологических акциях «Сдай батарейку-спаси планету!» и «Добрые крышечки» Участие в ежегодном празднике «Золо 1-4 сентябрь тая осень», участие в выставке-конкурсе осенних букетов и поделок Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели, старшая вожа тая Заместитель директора по ВР, классные руководители, старшая вожатая Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели, старшая вожа тая Заместитель директора по ВР, классные руководители Участие в акции «Поздравь своего учи теля» (изготовление поздравительных открыток) 1-4 октябрь Участие в акции «Покормите птиц зи мой!»: изготовление кормушек, заготов ка корма, подкармливание зимующих птиц Участие в акции по сбору макулатуры «Бумажный бум» 1-4 Октябрь-март 1-4 В течение года Выставки рисунков, фотографий, стенга зет, творческих работ, посвященных со бытиям и памятным датам Оформление классных уголков 1-4 В течение года Заместитель директора по ВР, классные руководите ли, совет старшеклассников 1-4 В течение года 1-4 В течение года 1-4 В течение года 1-4 В течение года Классные руководители. воспитатели Классные руководители. воспитатели Заместитель директора по ВР, классные руководите ли, совет старшеклассников Классные руководители 1-4 В течение года Библиотекарь Заместитель директора по ВР, классные руководители, воспитатели Заместитель директора по ВР, классные руководители, клуб «Юные экологи» Мероприятия месячника нравственного 1-4 апрель Заместитель директора по воспитания. Уроки доброты от Весен ВР, классные руководители, совет старшеклассников, ней недели добра старшая вожатая Организация предметно-эстетической среды Благоустройство, оформление классных и игровых комнат Трудовые десанты по уборке территории школы, посадка деревьев и кустарников Праздничное украшение кабинетов, окон к праздникам Выставки в школьной библиотеке, по свящённые профилактике курения, алкогольной и наркозависимости, пропа ганде ЗОЖ, посвящённые памятным датам, а также выставки в рамках Всероссийской недели детской и юношеской книги 26 Участие родителей в проведении общешкольных, классных меро приятий: торжественные линейки ко Дню знаний, Последнему звонку, Прощанию с начальной школой, Выпускному, участие в шествии «Бессмертный полк» и акций: «Бу мажный бум», «Сдай батарейкуспаси планету!», «Добрые крышеч ки», «Аллея Победы», «Солдатский платок» и т.д. Привлечение родите лей к работе над профориентацион ными проектами Работа с родителями 1-4 В течение года Заместитель директора по ВР, классные руководите ли Работа по формированию общешко льного родительского комитета, со вета школы 1-4 Сентябрь Заместитель директора по ВР, классные руководите ли Работа с родителями по организа ции питания учащихся и формиро ванию ЗОЖ 1-4 Сентябрь Заместитель директора по ВР, классные руководите ли Педагогическое просвещение роди телей по вопросам воспитания де тей, родительские собрания по классам Информационное оповещение через школьный сайт и группу школы в социальной сети ВКонтакте 1-4 В течение года Классные руководители 1-4 В течение года Индивидуальные консультации 1-4 В течение года (по запросу) Заместитель директора по ВР, классные руководите ли, совет старшеклассни ков, старшая вожатая Классные руководит педагог-психолог, соци альный педагог Работа Совета профилактики с детьми и семьями «группы риска» по вопросам воспитания, обучения детей Контроль летнего отдыха детей 1-4 По плану Совета Председатель Совета, пе дагог-психолог, социальный педагог 1-4 май Классные руководители, социальный педагог Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников) Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования (согласно планам работы учителей, педагогов дополнительного образования)