За короткое время информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образования. Они с успехом обеспечивают функционирование современного делопроизводства образовательных учреждений, применение ИКТ в различных предметных областях, использование Internet - ресурсов, мультимедийных образовательных комплексов, и все это непременно способствует повышению качества образования и становится движущей силой в развитии инновационной деятельности школ.
В развитом информационном обществе востребованным становится то образовательное учреждение, которое обеспечивает реализацию функционально-грамотного ученика, способного успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям социальной среды.
Информатизация образовательного процесса — это одно из приоритетных направлений в модернизация российского образования. Суть ее во внедрении новых информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательную деятельность общеобразовательного лицея.
Информационным технологиям обучения принадлежит будущее. Их педагогический потенциал практически неисчерпаем. Они в наибольшей степени отвечают интересам и склонностям сегодняшней молодёжи, и требованиям времени.
Последовательное, но разумное и взвешенное включение ИКТ в практику образовательных учреждений позволяет преобразовать весь дух образовательного процесса.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Информатизация образования должна помочь решению двух основных задач: образование - для всех; новое качество образования – каждому.
Истинным критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единого информационного образовательного пространства.
Вовлечь в процесс информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников лицея – вот главная задача информатизации.
Важно правильно определить направления достижения поставленной цели, которая повлечёт за собой повышение качества обучения, совершенствование управления лицеем, информационную интеграцию с внешней средой.
В качестве таких направлений в нашем лицее выбраны информатизация управления и внедрение информационных технологий в учебный процесс по всем общеобразовательным дисциплинах и дополнительном образовании.
Автоматизация многих функций управленческого аппарата позволяет расширить круг участников учебного процесса, задействованных в формировании информационного пространства лицея. В связи с этим возникает необходимость создания единой локальной сети.
В лицее ведётся работа по созданию локальной сети, обеспечивающей единое информационное пространство лицея.
Предусматривается создание следующих баз данных: ученики, сотрудники, мониторинг обученности, классы, учебные планы, расписание, программно-методическое обеспечение, нормативные документы, дополнительное образование. Сформированный программный продукт позволит создать единый блок данных по лицею, осуществлять выборку по запросу, получать полную и достоверную информацию по лицею, решать задачи планирования, отслеживать результаты, обеспечивать контроль за организацией учебно-воспитательного процесса, унифицировать процесс формирования штатного расписания и составления тарификации, выполнять стандартные формы отчётов.
Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечёт за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:
- контроль знаний
- лабораторный практикум
- наглядность на уроке
- самообразование (сетевое взаимодействие)
Таким образом, информатизация лицея возможна лишь при одновременном развитии как технического обеспечения, так и создания единого информационного пространства всеми участниками учебного процесса.